Вторник, 16 Апреля 2024, 14:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

...

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 564
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск

    Лес и человек. 4 класс. УМК "Школа России"

    Авторский медиапродукт: презентация к уроку.
     
    Цель: создание условия для формирования у младших школьников представления о роли леса в жизни человека.
     
    Задачи:
     
    а) образовательные: познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; обратить внимание учащихся на острую экологическую проблему – уничтожение лесов;
     
    б) воспитательные: воспитывать чувство долга и ответственности перед природными богатствами;
     
    в) развивающие: развивать познавательный интерес, прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.
     
    Тип урока: объяснение нового материала.
     
    Методы обучения: ИКТ, словесный, практический, наглядный.
     
    Оборудование: · мультимедиа проектор, компьютер, магнитофон; · учебники, тетради на печатной основе; · карточки с названиями животных и растений для составления цепей питания; · индивидуальные карточки с заданиями; · памятки «Как разводить костер» для каждого; · гербарий растений Орловской области; · «Красная книга», «Орловское Полесье»; · лапти; · березовые почки; · выпуск «Лесной газеты»; · спичечный коробок с надписью «Пожар».
      
    Работа с презентацией
     
    Слайд 1. На уроке не демонстрируется.
    Слайд 2. По клику вход животных и растений (согласно конспекта). Переход по верхней стрелке (выделяется мерцанием) на 3 слайд (цепи питания). Затем на 2 слайд. По клику появляется лиса, еж прячется. Затем – клик по растениям: шиповник, подорожник, одуванчик, крапива, липа (триггеры настроены на эти изображения). По липе – клик два раза. Затем переход по нижней стрелке (выделяется мерцанием) на 3 слайд.
    Слайд 3. Вход всех надписей – клик по заголовку. Ссылка на картинки дуба, березы (по тексту).
    С 4 слайда (изделия из бересты) переход на 5 слайд.
    Слайд 5. Работа та же. Ссылки на картинки липы, сосны.
    Слайд 10. Переход по ссылке со слайда 9 (сосновый бор). Вход надписей по клику.
    Слайд 11. После отгадывания загадки - вход картинок по клику.
    Слайд 12. Вход текста по клику.
    Слайд 13. После решения экологической задачи – клик по липе.
    Слайд 14. По конспекту.
    Слайд 15. По ответам детей кликаем по нужной стрелке (вход значений леса).
    Слайд 16. Объяснение значения слова «фитонциды» по клику.
    Слайд 17. По конспекту.
    Слайд 18. Вход изображений по клику.
    Слайды 19 – 25. На 19 слайде - клик внизу по кнопке «звук». Звучит музыка. Слайды меняются автоматически.
     
    Ход урока
    I. Организационное начало
     
    Учитель: Дорогие ребята! На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Сядьте правильно, проверьте расположение учебных принадлежностей к уроку.
     
    II. Проверка домашнего задания 
    1. Индивидуальная работа по карточкам
     
    2. Фронтальный опрос. Повторение об «этажах леса»
     
    Учитель: Пока дети будут выполнять задания по карточкам, мы работаем вместе с вами.
    (Звучит тихая музыка, учитель читает стихотворение о лесе)
    Шуми, шуми, зеленый лес!
    Знаком мне шум твой величавый,
    И твой покой, и блеск небес
    Над головой твоей кудрявой…
    И. Никитин
    Учитель: Оглянитесь. Посмотрите внимательно. Что это за дом?
    Слайд 2. (Учитель показывает на экран, где изображен лес).
    Учитель: Сколько в нем этажей? (Это лес, в нем пять этажей)
    Ответ ученика: В высоком старом лесу – пять этажей. Пятый этаж – это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов. Четвертый – кроны деревьев пониже: клена, липы (клик, появляются две липы), березы, осины, рябины. Третий – кусты и совсем молоденькие деревца (клик, появляется шиповник и маленькая елочка). А два нижних этажа – второй и первый – травы, цветы, мхи (клик, появляются травы: крапива, одуванчики, подорожник). Во всяком лесном «доме» есть еще что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
    Учитель: Заселим этажи нашего леса. Каких животных мы можем здесь поселить? (дети называют животных леса)
    Учитель: Как видим, в природе все взаимосвязано. У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи. Мышки, кроты, землеройки живут в корнях – в самом низу (клик, появляются крот и еж). Соловьи, тетерева вьют свои гнезда прямо на земле (клик, появляется тетерев). Дрозды (клик, появляется дрозд на кустарнике) устраивают гнезда повыше, на кустарниках. Дятел (клик, появляются дятел, сова), синицы, совы живут в дуплах деревьев. И на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы (клик, появляется орел).
     
    3. Групповая работа
     
    Учитель: Вам такое задание: используя карточки, лежащие у вас на столе, составить цепи питания из представителей растительного и животного мира леса (переход со слайда 2 по верхней стрелке (выделяется изменением цвета) на 3 слайд – цепи питания). (Дети составляют цепи питания, кратко характеризуют)
    Слайд 3. Клик по заголовку. Три цепи питания.
    Переход с 3-го слайда по стрелке на 2 слайд.
    Учитель: Поможем маленькому ежу – Ежинке спрятаться от хитрой лисы (клик – появляется лиса, еж удаляется).
    Учитель: Но животным нужно прятаться не только от злых хищников (Учитель показывает на лису, читает стихотворение В. Осеевой «Ежинка»).
    Учитель: Дети, что вы посоветуете Ежинке? (Не уходить из дома без разрешения)
    Учитель: Есть еще мнения? Как вы думаете, будет ли Ежинка без разрешения уходить из дома? (Ответы детей)
    Учитель: Верно вы подметили. Я согласна с вами. Надо быть внимательным к природе и ее обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот.
     
    4. «Лесная аптека»
     
    Учитель:
    «Каждый пыльный куст придорожный
    Мне кричал: «Я шучу с тобой,
    Обойди меня осторожно
    И узнаешь, кто я такой!»
                                                   Н. Гумилев
    Учитель: Как Вы думаете, можно ли это стихотворение назвать поучительным, почему?
    Учитель: Часто мы не задумываемся о том, что многие растения приносят пользу: человеку, животным. Посмотрите на наш лес. Какие растения мы можем собрать в лесную аптеку? (Дети называют: подорожник, липа, зверобой, береза, крапива)
    Учитель: Из каких растений вы заварите чай? (Зверобой, липа)
    Учитель: Какую помощь могут оказать лекарственные растения? (Краткие сообщения детей, используя гербарий)
    Учитель: Необходимо беречь свое здоровье и следовать мудрым советам природы.
     
    Дети делают сообщения о лекарственных растениях, сопровождающиеся показом
    (шиповник, подорожник, одуванчик лекарственный, березовый сок, крапива двудомная, липа)
    На экране растения выделаются увеличением размера.
     
    Переход по нижней стрелке на 4-ый слайд.
     
    5. Заключение (вывод)
     
    Слайды 4 – 8.
    Учитель: Растения не любят одиночества. Они редко растут вдали друг от друга. Чаще они собираются компаниями. Каждая такая компания имеет свое название. Поиграем в слова. Если растут: дубы – это … (клик по названию, дубрава).
    Слайд 4.
    Учитель: В России дуб сыграл выдающуюся роль (Клик по картинке дуба. Переход на 6-ой слайд, появляется изображение Петра I и кораблей).
    Слайд 6.
    Учитель: При Петре I вековые дубравы по реке Воронежу были объявлены фондом адмиралтейства. Русские корабелы высоко ценили дуб за его невиданную прочность.
    Возвращение на 4 слайд по стрелке.
    Учитель: А что это такое: пушистая, колючая, зеленая? (ель)
    Учитель: Если растут ели, лес называют … (ельник).
    Клик по заголовку.
    Учитель: Какое дерево является символом России? (береза)
    Учитель: А сколько грибов растет под березками! Как они называются? (Подберезовики, волнушки).
    Учитель: Как называется лес, в котором растут только березы? (Березняк, березовая роща).
    Клик по заголовку.
    Учитель: Как называются грибы, которые растут под этим деревом? (подберезовики)
    Учитель: Это дерево полюбилось нашему народу. Березка упоминается в сказках, загадках и в песнях. Но береза не только красивое, но и полезное дерево. Что вы знаете о ней, ребята?
    1 ученик: В аптеке мы видели картонные коробочки с березовыми почками (демонстрация коробки с почками). Настой из почек употребляют как лекарство.
    Учитель: А кто знает, как почки собирают?
    2 ученик: Собирают почки весной, когда они немного набухнут. Срезают нижние ветки в метлы, а когда метлы высохнут, то их обивают на коврике. Сережки березы служат кормом для наших полезных птиц.
    3 ученик: На стволах березы встречается березовый гриб. Из него тоже готовят лекарство. Весной из сока березы приготавливают сироп.
    4 ученик: Древесину используют для изготовления фанеры, лыж, мебели.
    5 ученик: Верхние слои коры березы, или береста – хороший материал для изготовления шкатулок, посуды (клик по картинке березы, переход на 8-ой слайд, изделия из бересты).
    Слайд 8.
    Учитель: В старину береста заменяла нашим предкам бумагу. Клик по нижней стрелке.
    Учитель: Если растут осины – лес … (осинник).
    Переход по нижней стрелке с 8-го слайда на 5-ый слайд.
    Слайд 5.
    Учитель:
    Я родился в день дождливый
    Под осинкой молодой.
    Учитель: О каком грибе идет речь? (подосиновик)
    Учитель: Когда в лесу растут липы - лес … (липовый).
    Клик по заголовку на 5 слайде.
    Учитель: Кто знает, как называется наш Ливенский лес? (Липовчик)
    Учитель: Почему? (Преимущественно там растут липы)
    Учитель: На Руси липа была наиценнейшим деревом и не только потому, что из древесины делали миски, ложки, скалки, веретена и прочую домашнюю утварь. «Сосна кормит, а липа обувает» - говорили в старину. И липа действительно обувала: миллионы крестьян носили лапти (учитель показывает лапти, клик по картинке липы, переход на слайд 7, появляются изображения лаптей).
    Слайд 7.
    Учитель: Плелись лапти из липовой коры – лыка. Кору сдирали с молодых липок, соскребали с нее верхнюю тонкую кожицу, а оставшийся волокнистый слой резали на ленты. Эти ленты и шли на изготовление лаптей.
    Переход по стрелке на 5-ый слайд.
    Учитель: Когда в лесу растут преимущественно сосны, как такой лес называется? (сосновый бор). Клик по заголовку на 5-ом слайде.
    Учитель: Вот как щедра наша природа и как богат наш русский язык.
    Клик по картинке дуба, переход на 9-ый слайд с изображением сосновой рощи.
    Слайд 9.
    Учитель: А это (учитель показывает на экран) – сосновый бор. Послушаем сообщение.
    Сообщение ученика. С давних пор люди оценивали свойства сосны. Одно из них – стойкость. Сосне не страшны мороз, жара, засуха. Сосна боится только темноты. Ей нужно много света и солнца. Человек стал сажать ее там, где не могут вырасти другие деревья. А сосне на пользу – никто не затемняет молодое деревце.
    Учитель: Вижу, что вы устали. Представьте, что вы – художники и у вас в руках волшебная кисть. Художник, который пишет картины, называется пейзажистом. Что бы вы нарисовали к этим словам?
     
    Словесное рисование учениками
     
    Ученик 1: Красавица русских лесов – береза. Стройная, белокурая красавица. С тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой.
    Ученик 2: Зеленый великан – дуб. Это мощное и красивое дерево с крепким стволом и развесистыми ветвями.
    Ученик 3: Очень красива пушистая ель. Под ее густыми лапами прячутся зайчишки, медведь строит свою берлогу, по веткам прыгают белочки.
     
    III. Сообщение темы и целей урока
     
    Учитель: Редкий человек не любит природу: никто из нас не пройдет равнодушно мимо красивого цветка, кудрявой березки, по-хозяйски раскинувшей лапы елочки. Сегодня на уроке мы побываем в роли исследователей. Мы постараемся определить: - роль леса в природе и жизни людей, - обратить внимание на экологическую проблему – уничтожение лесов, - будем учиться любить и беречь природу родного края. Учитель: Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Ответы детей)
    Учитель: Тема сегодняшнего урока – «ЛЕС И ЧЕЛОВЕК».
    Клик по 9-му слайду, переход на 10-ый с названием темы урока.
    Слайд 10.
    Учитель: А девизом нашего урока будут слова Н. И. Сладкова (клик по 10 слайду): «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать».
     
    IV. Работа по теме урока
     
    1. Определение роли леса в жизни человека
     
    Учитель: Оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите предметы, родоначальником которых является дерево. (Упражнение для глаз)
    Дети: Книга, шкаф, парта, линейка, доска…
    Учитель: Как давно человек начал использовать древесину для своих нужд?
    Ученик 1: Еще в древности люди строили жилище из древесины, разжигали огонь для приготовления пищи.
    Ученик 2. Люди строили лодки, изготавливали первые орудия труда.(Клик по 10 слайду, переход на 11 слайд)
    Слайд 11.
    Ученик 3 загадывает загадку о спичках (текст загадки на экране):
    Учитель: Да, дети, конечно, вы догадались – это спички. (Клик, на экране появляется изображение спичечного коробка; учитель показывает большой спичечный коробок с надписью ПОЖАР).
    Учитель: Одна маленькая спичка может превратить красивый, полный жизни лес, в кладбище обгорелых бревен. Горят леса в основном по вине человека. Осина обладает уникальными свойствами. Древесина ее великолепно режется, шлифуется и отлично пропитывается особыми веществами, благодаря которым спички не тлеют, а гаснут сразу. Это важно для предупреждения пожаров. Поэтому осину называют «спичечной королевой». Переход на 12 слайд.
     
    Учитель читает стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар».
     
    Слайд 12.
    Учитель: Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (человек не защитил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар)
    Учитель: А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь.
    Учитель: Давайте прочитаем памятку «Как разводить костер?» (клик, на экране появляется текст памятки) Запомните это, пожалуйста. Учитель: Но лес – это не только источник древесины. Посмотрите на наш лес: для кого он является домом? (Для животных, птиц, растений, грибов)
    Учитель: Да, верно. Что еще полезного находит человек в лесу? (Лес – это не только источник древесины, это смола, ягоды, плоды, лекарственное сырье, орехи, звери, птицы, сено и т. д)
    Учитель: Почему на отдых люди стремятся в лес? (Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках)
    Учитель: Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами? (Лесными ресурсами пользуются все животные, птицы)
    Учитель: Как дышится в лесу? (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами) Учитель: Каким воздухом лучше дышать? (Легче дышать чистым воздухом)
    Переход на 13 слайд.
    Слайд 13.
    Учитель: Решим экологическую задачу. «Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес – 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?» (дети отвечают на вопросы с объяснением)
    Учитель: Да, широкие листья лиственных деревьев лучше задерживают частицы пыли.
    Учитель: Как вы думаете, какие деревья лучше сажать в городе? (ответы детей)
    Учитель: Да, широкие листья лиственных деревьев лучше задерживают частицы пыли (клик по липе, исчезает ветка сосны).
    Учитель: Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники.
    Переход на 14 слайд.
    Слайд 14.
    Учитель: Но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик появится только через 7 – 8 лет.
     
    2. Составление схемы значения леса
     
    Учитель: Составим схему значения леса для природы.
    Слайд 15. Клик по стрелкам в порядке правильных ответов. ЛЕС дом для растений и животных защитник воздуха, водоемов место отдыха для человека источник ягод, грибов, лекарственных растений источник древесины
     
    Физкультминутка. Упражнение на релаксацию.
    Звучит музыка
     
    Учитель: Закройте глаза. Представим себе, что мы попали в лес. Легко дышится в прогретых солнцем лесах. Настоящая сказка ждет человека в глубине торжественных и тихих лесов. С неба льется прямыми потоками свет, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми кажутся верхушки деревьев. На опушку падают косые лучи, и ближайшие стволы сосен озаряются мягким золотистым огнем. Вас охватывает прохлада листвы. От запахов цветов, трав, хвои и коры исчезает усталость. Вы прислушиваетесь и слышите в тишине перезвон лесных жаворонков. Вы любуетесь и не можете налюбоваться росистыми тенями. Маленькие стрекозы с красными крылышками спят на пнях. Великая сила жизни видна во всем.
    Учитель: Откройте глаза. Мы снова на уроке.
     
    2. Работа по учебнику. Чтение текста Словарная работа
     
    Слайд 16. Учитель: В тексте встретится слово ФИТОНЦИДЫ
    Учитель: Прочитаем слово по слогам хором. С ударением. (дети читают) Клик по слайду, появляется объяснение значения слова. Учитель: Фитонциды - это особые полезные вещества, которые выделяют в воздух листья деревьев. Они убивают болезнетворных микробов. Огромно значение хвойных деревьев в жизни человека. Ведь хвоя выделяет в воздух большое количество фитонцидов. Бактерицидными свойствами обладает также и смола хвойных деревьев. Если в дереве образуется трещина, то вытекающая смола закрывает ранку, и таким образом предохраняет растение от проникновения вредных микроорганизмов.
    Учитель: А теперь вы внимательно прочитаете текст, найдете новое, интересное, неизвестное пока нам с вами. Что-то вам покажется странным, а что-то необычным, невероятным, но все это есть, происходит, ведь это наша природа. Откройте учебник на стр. 70. Читаем текст «Роль леса в природе и жизни людей». (Чтение текста детьми про себя; отмечают то, что не было названо в беседе)
    Учитель: Что еще нового о значении леса вы узнаете? (дополнения детей)
     
    3. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов
     
    Учитель: Польза леса огромна. А всегда ли человек справедлив по отношению к нему? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Одна из проблем – это вырубка лесов.
    Переход на 17 слайд.
    Слайд 17.
    Учитель: Если раньше лес вырубали по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются страшные картины. Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!
    Учитель: Как вы думаете, какие еще проблемы связаны с лесом? (ответы детей)
    Учитель: Верно, это незаконная охота, браконьерство. Человек издавна охотился на животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, но уничтожалось не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные занесены в Красную книгу, находятся под особой охраной.
    Переход на 18 слайд.
    Слайд 18.
    Учитель: В Красную книгу занесены: жуки – жук – коростел, дровосек реликтовый, жук – олень; растения – женьшень, венерин башмачок; птицы – филин, утка – мандаринка; звери – зубр, амурский тигр.
    Учитель: В лесной зоне созданы заповедники для сохранения редких животных.
     
    4. Работа в группах
     
    Учитель: Сейчас каждой группе будет предложено задание.
    Первая группа должна доказать справедливость утверждений: Лес – защитник воздуха. Лес – защитник водоема. Лес – защитник почвы. Вторая группа – устно объяснить значение слова фитонциды.
    Третья группа – сформулировать и записать, какие опасные для природы действия человека выражены знаками, изображенными в тетради.
    Четвертая группа – предложите соответствующие меры охраны леса.
     
    Звучит тихая музыка. Дети работают в группах
    5. Проверка работы в группах
     
    Учитель: Улучшая природу, человек что-то ухудшает, и в этом самое большое противоречие нашей жизни в окружающем мире. Мы, в основном, стараемся сделать «как лучше». Но иногда при этом забываем, что «лучше» должно быть не только нам, но и природе, в жизнь которой мы вмешиваемся. Каждое убитое дерево – вина человека, наш грех. Много деревьев, прекрасных лесов погублено у нас на Родине. Иногда на месте вырубленного леса вырастает новый лес. Но это уже не тот могучий лес из вековых сосен и ровных, как свечи, берез. Такого уже не будет. Вырастет разнолесье. Молодое разнолесье по-своему тоже красиво, но это уже не тот лес, который человек уничтожил.
     
    6. Сообщение об «Орловском Полесье»
     
    Учитель: Говоря сегодня о лесе, мы не могли не коснуться жемчужины Орловщины - Полесья. (Учитель показывает книгу «Орловское Полесье»)
    Слайды 19 – 25. Переход на 19 слайд. Сразу – клик внизу по кнопке «звук». Звучит музыка. Слайды меняются автоматически.
     
    7. Работа с выставкой книг
     
    V. Домашнее задание по выбору
      
    VI. Итог урока
     
    1. Заключительная беседа. Рефлексия
     
    2. Выставление отметок. Самооценка
     
    Учитель: На память о нашем уроке я каждому из вас дарю памятку «Как вести себя в лесу». (учитель раздает детям памятки)
     
    3. Заключение. Читаем стихотворение С. Павловой
     
    Учитель: О чем самом главном мы должны помнить?
    Учитель: Спасибо всем. Урок окончен.