Твердят:
«Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви –
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка,
Все начинается с любви.
Р. Рождественский
Уже в школьные годы, когда мои сверстники решали, кем они будут, когда вырастут, я была уверена в том, что буду учителем.
Сколько себя помню, атмосфера в нашем доме была наполнена школьными заботами и делами.
Моя бабушка, Удовыдченкова Мария Митрофановна, начинала свой педагогический путь в годы Великой Отечественной войны. Промерзшие стены школы, один учебник на весь класс, письмо на газетах между строк. В эти трудные годы нужно было не только дать детям прочные знания, но и обогреть их теплом своего сердца.
Удовыдченкова М. М. и ее последний выпуск
Мы с мамой, Филипповой Аллой Александровной, коллеги, и порой бывает грустно, ведь для меня она в первую очередь была и есть строгая учительница, а потом мама. Она училась в школе №3. Как в детстве, так и сейчас, редко слышу от нее похвальное слово, но если уж похвалит, то радуюсь этому, как первоклассник, хотя у самой дочь учится в 9 классе, а сын в этом году пошел в первый класс.
Кроме того, в доме хранится бабушкин аттестат об окончании Ливенского педагогичекого училища от 17 июня 1940г; объемная книга - 643 страницы - «Методика преподавания русского языка» известных авторов Н. П. Каноныкина и Н. А. Щербаковой, год издания 1955 - почти ровесница моей мамы, бабушкина память.
Моя мама - скромный человек, в ней сочетаются внешнее обаяние и эрудиция, простота и интеллигентность, требовательность и доброта, огромная любовь к детям. И бабушка, и мама награждены значком «Отличник народного просвещения».
Самое большое счастье для человека найти ту работу, которая доставляет ему удовольствие. Ещё царь Соломон писал: «Человек должен быть счастлив при том, что он делает». Каждый выбирает свою дорогу сам, но большую роль в выборе профессии нашей мамы, Филипповой Аллы Александровны, сыграл пример нашей бабушки – Марии Митрофановны. И поэтому наша мама больше 40 лет работает в МОУ СОШ №4. Она также является отличником народного образования, награждена грамотой УОО, Министерства Образования, делилась опытом в ИУУ г. Орла, неоднократно выступала перед коллегами школ города по обмену опытом, и в настоящее время продолжает делиться своим опытом, является автором многих публикаций в методических изданиях: книгах, журналах.
Филиппова А. А. и ее ученики
Моя старшая сестра, Белых Татьяна Вячеславовна, выпускница школы №3, работает учителем начальных классов в МОУ лицей им. С. Н. Булгакова. Она тоже служит для меня примером. Спокойная, уравновешенная. Всегда поможет в трудную минуту, подскажет, когда нужно. Она многое умеет: в совершенстве владеет информационными технологиями, создает видеофильмы, делает монтажи к праздникам, у нее есть сайт и блог своего класса. Коллеги всегда обращаются к ней за помощью и знают, что Татьяна Вячеславовна тот человек, который всегда поможет и подскажет, несмотря на то, что времени самой на что-то не хватает. Кроме того, она отлично рисует, замечательно вяжет крючком.
Моя сестра принимала участие в конкурсе «Учитель - года». Имеет много сертификатов за участие в Сети творческих учителей, где публиковала и продолжает публиковать свои методические разработки, печатается во многих изданиях. В этом году стала победителем областного конкурса "Мой край, мой класс, моя классная" и награждена дипломом I степени.
Белых Т. В. и ее ученики
Наш общий педагогический стаж составляет уже более 100 лет.
Мы являемся преданными нашей учительской профессии на протяжении уже многих лет, так как из поколения в поколение продолжаем «своё сердце отдавать детям».
И немного о себе. Я тоже училась в школе №3, сейчас - лицей им. С. Н. Булгакова. Закончила с отличием Болховское педагогическое училище, затем ОГУ. Я - человек увлекающийся. Имею водительское удостоверение, в школе ДОСААФ училась с удовольствием и успешно, хотя машину вожу редко.
Люблю лепить и рисовать. Это у меня от дедушки, Филиппова Алексея Георгиевича. У него удивительная судьба. Он был очень талантливым и умным человеком. Был репрессирован в 1973 году и из мест ссылки присылал бабушке и моему папе рисунки и игрушки, сделанные своими руками. Он хорошо рисовал и все умел делать.
Позднее работал ведущим конструктором на заводе «Ливгидромаш» и вечерами занимался преподавательской работой.
Я люблю свою семью, своих родных и близких. Стараюсь делать все от меня зависящее, чтобы быть достойной своей семьи, своей родословной. Говорят, что чаще всего запоминается первый учитель. Но и учителю запоминаются на всю жизнь и его первые ученики, и его приход в роли учителя «первый раз в первый класс».
Так, неизгладимое впечатление произвела на меня моя первая учительница - Гурьева Вера Васильевна. Она пробудила у меня любовь к книге, стремление к знанию и добру. До сих пор в памяти остались ее уроки, наполненные добротой, уважением, огромной любовью и преданностью к детям.
Очень нелегки были мои первые шаги в педагогике. Дети многое не умели, а у меня не получалось хорошо учить их. Работала много, очень уставала, но почти не получала морального удовлетворения.
А ведь оттого, какими будут первые шаги ребенка в школе, часто зависит его дальнейшее отношение к учебе, к труду, к учителям, к своим сверстникам.
Каждый ребенок обладает положительными качествами: один хорошо читает, другой умеет рисовать, третий может интересно рассказывать, четвертый поет и танцует.
В то же время почти у каждого есть слабые стороны: один ленится, другой зазнается, третий агрессивен и не сдержан.
Я училась уважать незнание и непонимание ребенка, старалась найти причины неудач, а не требовать слепого безоговорочного исполнения всех приказов.
Малыши очень эмоциональны, впечатлительны, не могут с достоинством переносить даже маленькое поражение - не надо злоупотреблять разного вида соревнованиями и наказывать двойками. Отметки должны стать лишь показателем деловых отношений между учителем и учеником.
Воля и сознательность развиты у детей слабо. Но стоит ли обвинять их в этом? Наши дети всегда и во всем хороши, вот только сегодня сделали не совсем так, не слушали, вертелись, ссорились. Нет, не они виноваты, а я: не успела, не смогла, не заинтересовала, а поэтому прощу им сегодня все их промахи.
На уроках стараюсь создать непринужденную обстановку, настраиваю детей на урок, даю им почувствовать себя его хозяевами, советуюсь, каким получился урок, что им понравилось, какими хотят видеть последующие уроки. Воспитываю в своих учениках честность и человеческое достоинство, потребность в знаниях, умение трудиться, самостоятельно преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Считаю, что на уроке дети должны испытывать самые различные чувства - удивление, восхищение, изумление, понимать смешное, смеяться, радоваться вместе с учителем и своими товарищами, чувствовать себя счастливыми.
Мой девиз – всегда быть в творческом поиске. Только творческая индивидуальность позволяет вписаться в нынешнюю непростую жизнь. В своих учениках я хочу видеть доброту души, теплое отношение к людям, стремление к знаниям…
Будущее – это то, что я делаю сейчас.
«Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно /сильнее и сильнее со дня на день/ растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды. Мы стремимся к общему образованию в области всего человеческого для всех, кто родился человеком».
Я. А. Коменский